Каково происхождение наших комплексов, конкретно, тех, что связаны с избыточным весом? Они возникают, когда мы начинаем сравнивать себя с другими людьми или с какими-либо стандартами.Ребенок нежного возраста полностью принимает себя таким, как есть, и даже к содержимому горшка не испытывает отвращения, воспринимая его как недавнюю часть собственного тела. Малыш еще находится в наивном и прекрасном неведении относительно стандартов красоты и общественных норм.

Первыми вольными или невольными создателями комплексов являются родители и другие родственники. Чего стоят одни лишь умильные комментарии типа "Машенька наша - вся в маму, такая же пышечка. Да, у нас в роду все были в теле. Жаль только, что неуклюжая…".

Уже в детском саду начинается, а в школе продолжается и усиливается бесконечный процесс сравнения себя с окружающими. В итоге повзрослевший человек несет в себе тяжкий груз комплексов неполноценности, основанный на высказываниях как близких, так и чужих людей, как друзей, так и недругов. А неуемная агрессивная реклама также спешит вности свою весомую лепту в создание этого груза, мешающего жить легко и свободно и толкающая их пробовать все возможные и невозможные способы похудения.

Каковы же цели тех, кто походя, даже того не замечая, наделяет нас комплексами? Вот две основные цели: самозащита и управление, или, иначе говоря, манипуляция. Действительно, очень легко управлять человеком, нажимая на больные места, как на кнопки.

Вспомните сейчас свое школьное детство, и Вы увидите со всей ясностью, что на самом деле скрывалось за бравадой и откровенным хамством некоторых людей - собственная ущербность и неуверенность в себе. Самодостаточный человек никогда не будет утверждаться в обществе или самоутверждаться за счет других.

Или, возьмем, для примера, ситуацию преследования полного ребенка одноклассниками в школе. Здесь налицо модель самоутверждения за счет другого. Не нужно большого ума или смелости, чтобы получить ощущение собственного превосходства, унизив слабого. Переводя внимание на недостатки другого, скрываешь свои, зачастую более крупные изъяны.

Примеров подобных манипуляций очень много: мужья, морально унижающие и подавляющие жен, чтобы показать, кто в доме главный, "сердобольные" подруги-доброхотки, рекомендующие новомодные диеты, чтобы на самом деле лишь подчеркнуть собственную привлекательность, наконец, совершенно посторонние люди, отпускающие хамские комментарии, только для того, чтобы лишний раз почувствовать себя "не таким уродом, как вон та...". Все эти манипуляторы преследуют в первую очередь свои личные цели.

Отношения с родителями нередко тоже порождают комплексы. Я знала одну женщину, которая виртуозно манипулировала дочерью, в моменты, когда та собиралась на вечеринку, свидание или в гости. Мать ничего не запрещала, даже не ставила ограничений по времени возвращения домой, просто заботливо отмечала, что дочка поправилась и платье сидит уже не так хорошо, как раньше. Срабатывало безотказно - настроение испорчено, девушка весь вечер думает о своем внешнем виде, рано возвращается домой. Да, вполне можно понять тревогу матери и ее заботу о благонравии дочери, но теперь эта материанская забота, облеченная в уродливые формы, выросла у дочери в глубочайшую неуверенность в себе и породила тяжелые проблемы в общении с окружающими.

Как часто в магазинах полным женщинам приходится слышать: "Вашего размера нет. Брюк такого размера не шьют. На такую фигуру трудно подобрать что-нибудь приличное." Остается только уйти, глотая слезы. Я сама была когда-то, до капитального похудения, в подобной ситуации, когда мне захотелось купить классические брюки. Вопрос о 50-м размере вызвал презрительное изумление у продавца. Как это я только осмелилась спросить такое? Последовал ответ с выразительной интонацией: "На Вас?!? Нет!". Но далеко не моя вина в том, что промышленность не в состоянии выпускать красивые и стильные модели для полных, что руководство магазина не учитывает конъюнктуру рынка, а отсутствие чувства такта и воспитания у продавца не совместимо с занимаемой должностью. Конечно, гораздо удобнее покупатели, которые берут то, что есть и не спрашивают того, чего нет.

Реклама - это вообще отдельный разговор. Ее цель - продать товар, средство - активизация Ваших комплексов и забот. Современная реклама очень агрессивна, она сразу заявляет, что у Вас проблемы, услужливо предлагая быстрое и 100-процентное решение. Недаром бизнес, связанный со средствами для сброса веса, приносит хорошие доходы. Ведь человек, движимый собственными комплексами, готов поверить в любое чудо. И это снова манипуляция в самом чистом ее проявлении!

Чтобы скрыть свой непрофессионализм, парикмахеры говорят, что к полному лицу трудно сделать хорошую прическу, а врачи на все вопросы отвечают: "Сбросите вес - пройдет само" Не всегда, но часто их цель - избежать хлопот, средство - перевод внимания на Ваши личные проблемы. В результате Вы оставите их в покое, укрепив прежние комплексы и приобретя новые.

Современные стандарты 90 х 60 х 90 см служат отличным методом подогнать всех под одну мерку. Любой портной знает, что сшить платье на стандартную фигуру легче, чем удачно замаскировать выразительные округлости. Да и ткани на пошив в первом случае уйдет меньше.

А теперь - самое главное...

Чтобы избавиться от своих комплексов, нужно в первую очередь разобраться, откуда они взялись и какова была цель тех, кто заронил в Ваш разум эти ядовитые зерна. Цель - манипуляция Вами, и дело тут совсем не в Ваших недостатках. До них, по большому счету, никому и дела нет, если цель уже достигнута. Как говорится, "нажми на кнопку - получишь результат". Будьте мудрее, смотрите глубже, и, возможно Вам даже станет искренне жаль того, кто совершает мелкие суетливые попытки воздействовать на Вас. Простите их и поблагодарите за то, что с их помощью Вы закалили характер.

Вы, прежде всего, - неповторимая личность, и не надо добровольно "стричься" под общую гребенку и становиться в общий строй стандартизированных фигур. А комплексы пусть станут дополнительной пружиной для саморазвития.